Зачем компаниям заказывать разработку учебных бизнес-кейсов?

Создание учебного кейса в партнерстве с бизнес-школой помогает компаниям эффективно решать различные задачи бизнеса

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих бизнес-школ. Во время занятий слушатели обсуждают бизнес-ситуации из реальной практики компаний лидеров-рынка. Специально подготовленные материалы для таких обсуждений и называются учебными кейсами. Они тренируют практическое мышление и развивают важный для любого предпринимателя и менеджера навык: умение принимать решения в условиях неопределенности и недостатка времени.

Однако кейс-метод имеет ценность не только для студентов. Организации, по ситуациям которых преподаватели бизнес-школ разрабатывают кейсы, в результате такого партнерства решают ряд важных бизнес-задач.

1) Укрепление позиций HR-бренда компании на рынке труда

Кейс может сыграть ключевую роль в создании мощного HR-бренда компании благодаря особенностям его использования. Целевая аудитория бизнес-кейса – студенты программ бакалавриата и магистратуры по менеджменту, слушатели программ MBA. Также этот инструмент активно используется на программах дополнительного образования, причем как в вузах, так и в корпоративных университетах. Участники таких программ – это будущие менеджеры или уже работающие на управленческих позициях специалисты, то есть релевантная задачам позиционирования HR-бренда аудитория.

Кейс не только знакомит слушателей с историей и положением компании на рынке, но и помогает сформировать представление о ее стратегии, уникальных корпоративных ценностях, организационной культуре и особенностях внутренних процессов.

2) Развитие персонального бренда руководителя

В основе сюжета любого кейса находится протагонист – реальный сотрудник компании, который столкнулся с управленческой дилеммой. Фигура главного героя – методический прием, позволяющий сделать нарратив более динамичным и дать возможность обучающимся представить себя на месте героя и взглянуть на ситуацию с позиции участника описываемых событий. Такой подход позволяет учесть индивидуальные факторы при обсуждении.

Ведущие бизнес-школы часто приглашают реальных героев кейсов для участия в их обсуждении. Концепция “живого кейса” активно используется и на корпоративных кейс-чемпионатах. Например, для ежегодного кейс-чемпионата по теме операционной эффективности Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ был разработан кейс в партнерстве с УГМК. В чемпионате приняли участие команды из Газпром нефть, Лукойл, Норникель, Segezha Group, ГК Мангазея, ING, а сам кейс презентовал заместитель директора по операционной деятельности УГМК.

3) Найм, оценка и развитие персонала

Кейсы часто применяются для отбора и оценки менеджеров высшего звена. Кейс – это не задачка из учебника, имеющая лишь одно правильное решение, а ситуация, которая требует глубокого анализа, обсуждения и обоснования выбранной позиции. У кандидата есть возможность продемонстрировать свой опыт, образ мышления и подход к решению проблем. В случае групповых интервью появляется возможность оценить такие компетенции, как работа в команде, лидерство, коммуникация.

Кейсы помогают развить и стратегическое мышление сотрудников компании. Процесс разработки занимает несколько месяцев, в течение которых его авторы – преподаватели бизнес-школы – находятся в тесном контакте с менеджерами. Участие в интервью, сборе первичных данных, работа над методическими указаниями – все это дает возможность менеджерам поразмышлять о сценариях развития бизнеса, осмыслить и отрефлексировать описываемую в кейсе ситуацию.

4) Реализация миссии компании

Публикация кейса на основе первичных данных может быть для компании частью стратегии следования принципам ESG, особенно в части реализации принципа прозрачности и открытости бизнеса и его процессов для внешних аудиторий. Стоит отметить, что подобные инициативы не рассматриваются заинтересованными сторонами как PR-активности, поскольку разработка кейса ведется бизнес-школой. Это обеспечивает объективность и непредвзятость подхода. Успешный кейс – это не история успеха, а проблемная ситуация, в отношении которой компания готова делиться информацией.

В качестве удачного примера можно привести совместный проект АФК «Система» с Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ по созданию 7 полноформатных учебных кейсов. Главная цель этого проекта – предложить студентам управленческих специальностей возможности обучаться на опыте ведущих российских компаний. Разработанные кейсы уже интегрированы в программы более 50 российских вузов, а сам проект получил широкое освещение в СМИ, благодаря изданию печатного сборника, в который вошли данные кейсы.

Как считать эффективность?

В отличие от обычного корпоративного контента, учебный кейс живет не один год. При этом актуальность грамотно разработанного кейса продолжает сохраняться, несмотря на смену бизнес-контекста. Дело в том, что учебные цели метода связаны, прежде всего, с формированием навыков управленческого мышления, а не с передачей знаний и информации о рынке, индустрии или компании. Важнее сама управленческая проблема, а не момент времени, в котором она представлена.

Опираясь на опыт Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, можно сказать, что один качественный кейс может рассчитывать на охват 1000 слушателей за время его использования в образовательном процессе. Причем, в эту цифру не включены результаты дополнительной дистрибуции через печатные сборники, электронно-библиотечные системы, на которые подписаны библиотеки ведущих вузов и корпоративные университеты.

При учете охвата стоит смотреть не только на количество контактов, но и на их качество. Компания, представленная в кейсе, получает высокий уровень внимания и продолжительности погружения в материал. Обычно текст выдается слушателям до занятия для самостоятельного изучения. При этом средний размер полноформатного, «гарвардского», кейса составляет около 20 страниц, не считая приложений. В современном мире суперкоротких форматов контента кейс – это лонгрид со 100% гарантией прочтения от начала до конца.

Рынок разработки учебных кейсов

На данный момент число учебных кейсов, основанных на реальных бизнес-ситуациях российских компаний, довольно ограничено. Среди открытых каталогов можно выделить только коллекцию учебных кейсов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, материалы из которой доступны бесплатно всем преподавателям вузов и корпоративных университетов. 

В то же время запрос со стороны ведущих провайдеров бизнес-образования на такие учебно-методические материалы является высоким. Например, по упомянутому выше проекту с АФК «Система» Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ получила более 300 запросов от преподавателей бизнес-дисциплин со всей России. 

Таким образом, рынок разработки учебных кейсов в России находится на стадии активного развития. С учетом высокого спроса и интереса со стороны образовательных учреждений для российских компаний это направление может стать важной частью стратегии установления, поддержания и развития взаимоотношений с различными целевыми группами. 

Старков Андрей, Директор Национального ресурсного центра учебных кейсов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Источник публикации – РБК.Компании


Это интересно:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Navigation

level: 4