Авиастроение является одной из самых важных отраслей экономики Российской Федерации, и его развитие играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности, технологического прогресса и укрепления страны как глобального лидера. В последние годы были сделаны значительные шаги по модернизации и развитию авиационных предприятий, но перед отраслью стоят новые вызовы и перспективы.
Одной из ключевых инновационных технологий, которая будет иметь большое значение в развитии авиастроения в России, является применение новых материалов и конструкций. Это позволяет создавать легкие и прочные компоненты, которые могут выдерживать большие нагрузки при сниженной массе. Новые материалы также обладают лучшими показателями сопротивления воздуху, что позволяет снизить топливную эффективность и увеличить дальность полета. Внедрение таких материалов и конструкций в производство авиапродукции поможет улучшить ее характеристики и снизить затраты на эксплуатацию. Это привело к разработке новых самолетов, таких как МС-21 ( к 2027 г планируется около 70 шт.) и SSJ-100 ( на 2025 г. парк будет насчитывать 301 шт.), которые уже известны на мировом рынке и успешно эксплуатируются российскими и зарубежными авиакомпаниями.
В планах на 2025-2030 гг – разработка и освоение новых технологий, таких как комposites и 3D-печать, которые позволят создать более легкую, энергоэффективную и экологически чистую авиатехнику. Для этого будут проводиться инвестиции в научные исследования и разработки, а также модернизации заводов и производственных мощностей. На данные проекты выделено около 18 млрд руб. до 2030 г.
Авиастроение активно внедряет цифровые технологии, такие как разработка и применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Беспилотные технологии позволяют значительно снизить риски для пилотов, а также повысить точность и эффективность выполнения различных задач. Внедрение БПЛА в гражданскую авиацию позволит автоматизировать многие процессы, такие как мониторинг состояния летательных аппаратов, контроль безопасности полетов и многое другое.
Перспективной инновацией является разработка и внедрение современных систем энергетики. Одним из примеров таких систем является использование водородных топливных элементов, которые обладают высокой энергетической плотностью и не выделяют вредных выбросов при работе. Это позволит улучшить экологическую ситуацию и снизить зависимость от ископаемых видов топлива.
На авиапромышленность и определенную поддержку авиаотрасли в 2025–2028 годах потратят около 111,6 млрд руб.
Одним из основных вызовов является недостаток инфраструктуры для региональных аэропортов. Во многих регионах России особенно СКФО, существуют малые аэропорты (Ингушетия и Кабардино-Балкария), которые не обладают достаточными возможностями для приема и обслуживания современных самолетов. Это создает проблемы с обеспечением регионов доступным и удобным авиасообщением, а также ограничивает развитие туристического потенциала и бизнес-потока. Для модернизации, в регионы СКФО выделено около 12 млрд. руб.
В связи с этим одной из главных задач на перспективу – модернизация региональных аэропортов и создание новых.
«Перспективное развитие авиастроения в России до 2024 года предполагает модернизацию отрасли, развитие гражданской авиации и беспилотных систем. Это будет способствовать укреплению позиций России на мировом рынке авиатехники и привлечению новых инвестиций в отрасль. В итоге, авиастроение в России окажется на передовых позициях и будет способствовать развитию экономики и содействовать национальному интересу», – заключил эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Владимир Гладилин.
Прочтите также:
- Майнинг криптовалют в квартирах может стать невыгодным в России
- В Ставропольском филиале Президентской академии рассказали о бесплатной газификации садоводческих некоммерческих товариществ
- Россия наращивает товарооборот с ОАЭ и становится одним из стратегических партнеров стран Ближнего Востока
- Эксперт Ставропольского филиала Президентской академии о приобретении недвижимости с банкротных торгов
- Перспективы российского судостроения