Социологическая лаборатория Среднерусского института управления –филиала РАНХиГС проанализировала результаты опроса россиян на тему цифровизации, которые представил Всероссийский центр изучения общественного мнения в мае 2024 г[1].
По мнению 85% пользователей электронными услугами, за последние 3-5 лет цифровизация повлияла на комфорт в повседневной жизни, причем 81% россиян отметили повышение уровня комфорта, в то время, как 14% не заметили ощутимых изменений.
При этом с тем, что цифровизация способствовала комфортности повседневной жизни согласны практически все поколения:
– реформенное поколение (82%);
– поколение застоя (77%);
– зумеры (81%);
– младшие миллениалы (83%);
– старшие миллениалы (85%).
В большей степени различаются оценки влияния цифровизации на комфортность повседневной жизни в зависимости от частоты пользования цифровыми услугами:
– ежедневные пользователи (90%);
– еженедельные пользователи (несколько раз / один раз в неделю) 81-82%;
– пользуются раз в месяц (64%);
– пользуются раз в год (42%).
Россияне отмечают следующие преимущества электронных услуг:
– экономия времени на поездки и ожидание в очередях (53%);
– возможность совершения покупок / оплаты счетов, не выходя из дома (45%);
– более широкий выбор товаров и услуг с возможностью сравнить цены (38%);
– удобство пользования и возможность получать услуги в любом месте при наличии доступа к интернету (28%);
– возможность быстрой и эффективной связи с представителями компаний и служб поддержки (14%).
Респонденты отметили следующие проблемы и недостатки использования электронных услуг:
– возможные проблемы с безопасностью данных (46%);
– оценить качество товара/услуги до его приобретения и трудности в случае отсутствия интернета или сбоев в работе системы (40%);
– сложности возврата товара / денежных средств (21%);
– невозможность личного общения при получении цифровых услуг и трудности в освоении новых технологий (12%).
Ежедневный пользователь цифровыми услугами в России как правило имеет высшее или неоконченное высшее образование (45%), хорошее материальное положение (44%), проживает в одной из столиц или городе-миллионнике (48% и 51% соответственно) и предпочитает интернет телевидению (53%).
По мнению, кандидата психологических наук, доцента кафедры «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Кустовой, результаты исследования продемонстрировали, что россияне склонны положительно оценивать влияние цифровизации на комфортность их жизни, что предполагает совершенствование цифровой компетентности россиян, особенно старшего поколения.
[1] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nasha-cifrovaja-povsednevnost